День Памяти. Поль Мориа.
Paul Mauriat; 4.03.1925 — 3.11.2006
Волшебная музыка Поля Мориа...
Французский композитор Поль Мориа — пожалуй, единственный музыкант, сумевший обобщить всю историю мировой музыки XX века. Имея высшее образование, взращенный европейской культурой Поль Мориа талантливо смешал кусочки разнообразных музыкальных течений, разных культур, используя современные музыкальные технологии. Искры его искусства зажигают и объединяют умы разных народов, превращая нотный ряд в солнечную песню души.
Биографы Поля Мориа писали :" Любая музыка, аранжированная Полем Мориа, становится прекрасной, иногда даже слишком прекрасной... Его музыка, сплетаясь с нашими чувствами, путешествует вне времени, вне пространства, окончательно превращаясь в воду, воздух, землю, луну, звёзды и солнце".
Поль Мориа родился во Франции, в Марселе 4 марта 1925 года. Закончил марсельскую консерваторию по классу фортепиано. В 17 лет создал свой первый оркестр.
В 1957 году переехал в Париж и приступил к работе на звукозаписывающей компании Barclay как аранжировщик и аккомпаниатор. В разное время работал с Шарлем Азнавуром, Далидой, Мирей Матье, Морисом Шевалье, Лео Ферре, Лени Эскюдеро и многими другими эстрадными исполнителями.
В Москву Поль Мориа приезжал трижды - в 1967 году как аккомпаниатор Мирей Матье, в 1978 и 1983 году уже с гастролями своего оркестра.
В 1967 году он аккомпанировал певице Мирей Матье в Москве, Ленинграде , Казани. Тогда им была написана песня " Когда рассвет, товарищ?", посвященная революции в России, которую Матье исполняла потом в сопровождении Ансамбля песни и пляски Советской армии.
В качестве руководителя своего оркестра Мориа приехал в СССР в 1978 году благодаря приглашению композитора Никиты Богословского, председателя общества " СССР - Франция". Это было невероятно, невозможно, немыслимо. Билетов в кассах не осталось уже за месяц до начала гастролей, а сам Мориа, выйдя в первый раз на московскую сцену, был совершенно поражен овациями. Он и не подозревал, что в холодной России он хоть кому-то известен.
Даже сейчас его записи 1970 -х без всяких скидок на время.звучат абсолютно современно. Поль Мориа был сдержан, скромен, естественен и удивительно тактичен как в своих аранжировках, так и в жизни.
В СССР музыка в исполнении оркестра Поля Мориа часто звучала на радио и телевидении в таких телевизионных передачах как «В мире животных» (композиция «Alouette» («Жаворонок»); оригинальное название Ариэля Рамиреса — «La peregrinación» («Паломничество»)), «Кинопанорама» (композиция «Pardonne-moi ce caprice d‘enfant»), несколько композиций были использованы в прогнозе погоды, которыми завершалась информационная программа «Время» («Yesterday», «Abrazame», «Toccata», «Un étranger sur la terre» и другие), иные звучали и в мультфильмах: «Ну, погоди!» (8-й выпуск) и «Заколдованное слово» («Tante agathe»), «Контакт» («Godfather») и др.
С середины 1970-х по лицензии были изданы четыре его виниловые пластинки, разошедшиеся по стране миллионными тиражами.
После успешных гастролей гранд-оркестра в Москве в 1980 году фирма «Мелодия» по лицензии издала два диска – «Бабье лето» («L’ete indien», 1975) и сборник «Под музыку Вивальди» (1979), в который была включена обработка единственной отечественной песни, запавшей в душу Поля Мориа в течение его московского визита. Это была песня бардов Виктора Берковского и Сергея Никитина на стихи Александра Величанского.
Подробнее рассказывает Сергей Никитин:
— В один из дней Поля Мориа привезли поужинать в Центральный Дом работников искусств. А мы с Татьяной только что отработали там концерт и уже собирались уходить, но нас попросили остаться и что-нибудь исполнить для французских гостей. Мы спели несколько песен, первой из которых была “Под музыку Вивальди”. И я увидел, что Мориа буквально “сделал стойку” на эту песню. У Поля Мориа загорелись глаза, и он попросил нас подарить эту мелодию. И добавил: “Я без этой музыки не уеду.”
#еленатитова#тихийдворик